400075, Волгоградская обл., г. Волгоград, 1 корпус: ул. Краснополянская, д. 11, 2 корпус: пр-к. Школьный, д.1
+7 (844) 254-3372,+7 (844) 244-8095
vptkr@volganet.ru

ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ 2021

Декабрь 29, 2021 Просмотров: 91

«Сделайте детство счастливым, а родительство успешным. Рекомендации детского телефона доверия 8 800 2000 122».

Как много есть чудес на свете, но всех чудесней – это дети!

Прописные истины: Когда счастливы родители – счастливы и дети. Когда счастливы дети – счастливы и родители.

Поспорить с прописными истинами практически невозможно, их можно только принять и стараться соответствовать им.

Для счастливого детства и благополучного родительства очень важно создание благоприятной атмосферы для проживания, воспитания, развития, обучения детей. Это так называемые в психологии   зоны комфорта и дискомфорта для ребенка. Зоны комфорта, и факторы здоровья в них   помогают не допускать создание проблемных ситуаций, а в зоне дискомфорта действуют факторы риска, которые создают проблему, и удерживают эту проблему, доводя ситуацию до кризисных моментов.

Давайте рассмотрим, какие есть зоны, какие факторы в них присутствуют, и что надо сделать, чтобы минимизировать факторы риска и увеличить, накопить, создать факторы здоровья, способствующие решению трудных жизненных ситуаций в жизни детей и их родителей.
Первая и самая важная зона комфорта для ребенка – это Семья – самое главное место накопления любви, внимания, заботы, поддержки. Не менее важная и значимая зона комфорта в жизни каждого ребенка – это Школа – место обучения, развития, формирования коммуникаций. Третья зона комфорта в жизни детей - это Социум – необходимое условие накопления опыта взаимодействия и реализация себя.

Какую функцию несут в себе факторы здоровья и факторы риска?

Факторы здоровья создают атмосферу принятия и поддержки, помогают справляться с трудностями, создают условия для развития и реализации, накапливают ресурсы для достижения поставленных целей. Факторы здоровья несут в себе созидательную функцию. А факторы риска несут в себе функцию разрушительную: разрушают взаимоотношения; нарушают спокойствие, гармонию; утяжеляют прохождение кризисов в жизни человека и семьи; ломают психику, настрой, уверенность.

А сейчас давайте подробнее рассмотрим по каждой зоне комфорта и дискомфорта факторы риска и факторы здоровья.

Рекомендация - практикум: найдите в каждой зоне свои факторы риска и факторы здоровья, присутствующие именно в вашей семье. Это минимальная экспресс диагностика, которая поможет понять, что «неблагополучно в вашем королевстве» - это будут факторы риска и давайте посмотрим, что с этим можно сделать - а это уже факторы здоровья.

Факторы риска на уровне семьи. Если в семье имеет место быть!

  • Нарушенные детско-родительские отношения: конфликты, непонимание, недоверие.

  • Насилие – жестокое обращение не только по отношению к ребенку, но в супружеских отношениях. Ведь ребенок является свидетелем, а иногда и участником семейных конфликтов, представьте себе какую травму получает ребенок, и с ней он приходит во взрослую жизнь.

  • Бесприютность (эмоциональный холод и пустота). Вроде и родители рядом, но заняты собой; тепла, любви, заботы, внимания настолько мало, что детям неуютно и «холодно».

  • Нет навыков совладания с трудностями (не владеют родители и не научены дети);

  • Родители не являются примером (нет ЗОЖ (здорового образа жизни), семейные ценности не привиты);

  • Нет принятия, поддержки, много критики и обвинений (семья не является ресурсом, местом, где тебя поддержат и помогут).

А теперь давайте рассмотрим, какие есть факторы здоровья на уровне семьи. Именно эти факторы помогают разрешать проблемы, и наши усилия по психоэмоциональному «оздоровлению» семьи необходимо направлять на их созидание и формирование.

Факторы здоровья на уровне семьи:

l

  • Учимся разговаривать друг с другом: и по потребности (с уважением) и просто так (обсудить заинтересовавшее, вызвавшее восторг или непонимание). Именно беседа (без нотаций) развивает интеллект, кругозор и мотивацию к знаниям.

  • Учимся слушать и слышать, даем право детям на собственное мнение, обозначаем свое мнение без давления и немедленного выполнения.

  • Наивысший пилотаж: учимся чуткости и чувствительности: считываем невербальные признаки усталости, печали, раздражения, обиды – присоединяемся с уважением к чувствам ребенка, и даем возможность детям научиться «чувствовать» и нас, родителей. Эмоциональный интеллект можно развивать именно таким образом.

  • Всегда выступаем на защите интересов своих детей! В тех случаях, когда их права нарушены. В приоритете у родителей – дети, именно родители удовлетворяют базовую потребность в защите и безопасности. Пренебрегая собственным ребенком, мы создаем у него комплекс неполноценности и он всю свою взрослую жизнь будет искать опоры, у него будет мало шансов научиться быть самостоятельным и отвечать за свою жизнь.

  • Расширяем зону самостоятельности ребенка в зависимости от его возраста наряду с повышением ответственности за сделанный выбор. Используем проактивный подход к ошибке (неудаче, неуспеху): ошибка (неудача, неуспех) – это не повод для страданий, а великолепная возможность чему-то научиться, расширить свои компетенции (умения).

  • Делимся своим пережитым опытом: и успешным и не очень, зная, что и у родителей не всегда все получалось, ребенку легче удерживать самооценку на адекватном уровне. В тех случаях, когда родители преподносят себя исключительно талантливыми и способными детьми, у детей формируется неуверенность и в последствии неуспешность.

  • При высоким риске непонимания, возникшем между родителями и детьми: стараемся поставить себя на его место, вспомнить себя в детстве и юности, вы тоже вряд ли были идеальным ребенком. Идеальный это какой? Послушный?

  • Говорим о своих чувствах: и о том, что любим его, и о том, чем огорчаемся им (ребенком). Эмпатия – чувствовать себя и других вокруг себя дает каждому из нас чувство удовлетворения собой и помогает формировать чувство собственного достоинства.

  • Осваиваем искусство совместной деятельности: через домашние обязанности (они должны быть у каждого ребенка в зависимости от его возраста, именно они помогут научить детей не только «брать», потреблять, но «давать», заботиться о других); через досуг: вместе отдыхать, заниматься спортом, играть в настольные (или другие) игры, заниматься другими полезными делами; помощь и забота родственникам или тем, кому плохо.

  • Дружим с его друзьями, по возможности и с родителями его друзей: корректно, вежливо, доброжелательно.

  • Развиваем исключительность и индивидуальность ребенка, протежируйте (пиарте) его успехи, патронируйте (поддерживайте) его неудачи. Для ребенка самая большая радость, когда родители им гордятся и рассказывают другим о его успехах.

  • Созидайте свое «Я»: ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому. Можно много говорить, но именно действия родителей определяют модель поведения ребенка.

l

  • Учите детей способам совладания или преодоления трудностей: это поможет всегда знать – что и как делать в сложных ситуациях. Воспринимать жизнь, как тренинг – здоровьесберегательный подход, помогает минимизировать стрессы и активнее преодолевать неприятности. Учите как справляться с проблемами, большими и маленькими - подбрасывайте своим детям задачки на разрешение:    расскажите трудную жизненную ситуацию, и вместе пообсуждайте, как, каким образом можно порешать проблему. Обсудите варианты, зацените оригинальность, находчивость, остроумие, обязательно похвалите!

  • Учите детей ставить границы: и у себя в семье (правила, запреты) и во внешнем мире. Когда ребенок четко понимает, что можно или следует делать, а что категорически запрещено (указывайте причины запрета, например, небезопасно), он учиться успешно защищать свою «территорию» и будет уважать границы другого человека.

  • Формируйте позитивный взгляд: положительный настрой (концентрация на положительных, приятных моментах, происходящих в нашей жизни). Удерживаемся сами и помогаем детям не «соскользнуть» в отрицательный дрейф (концентрация на неблагополучных, неудачных ситуациях).

  • Развиваемся добрыми делами сами и помогаем детям помогать другим. Добрые дела не за плату и благодарность, а просто потому, что кому-то нужна помощь. Помогая другим, ребенок учится милосердию и принятию особенностей других людей.

  • Учим детей презентовать себя без подавления других. Именно умело презентуя своя успехи и достижения ребенок учиться повышать свою самооценку, вырабатывает рефлексию (умение соотнести себя с другими людьми).

  • Учимся хвалить и поощрять детей (с правилами похвалы познакомим вас позже, в следующих публикациях), грамотно выстраивать санкции (наказания без унижения).

  • Наслаждаемся счастьем быть мамой или папой – всегда и навсегда!

Детский телефон доверия 8 800 2000 122 – всегда рядом с вами.

Бесплатно – с любого стационарного или мобильного номера.

Анонимно – не надо представляться, номер телефона не определяется.

Круглосуточно – днем и ночью, в будни и праздники – всегда!

Конфиденциально – содержание вашей беседы с психологом останется между вами, запись разговора не производится.

38 03 03 – областной телефон доверия: для взрослых по их взрослым проблемам.


А теперь также подробно рассмотрим факторы риска и факторы здоровья на уровне школы.

Факторы риска на уровне школы

  • Если в школе имеет место быть!

  • Микроклимат класса, школы не поддерживающий, а прессингующий, вплоть до буллинга (жестокое обращение в среде детей);

  • Учебные проблемы – недостаточный уровень знаний, требования родителей без учета способностей детей, низкая учебная мотивация; агрессивная педагогика;

  • Сложности коммуникации (выстраивание дружеских (ресурсных) отношений), авторитет учителя строится не на уважении, а на власти.

Давайте посмотрим, какие факторы здоровья на уровне школы помогут уменьшить факторы риска и улучшить комфортность существования ребенка в школе:

  • Успешная учеба - дополнительные занятия, репетиторство, самообразование, помощь «равный равному», организация физического пространства в школе и дома, соответствие требований способностям;

  • Антибуллинговые меры: Единые для школы правила в отношении буллинга, четкий алгоритм реагирования. Проведение классных часов (знакомство с правилами поведения, освоение навыков взаимодействия, «сдруживаемся» через общее дело) и родительских собраний по теме буллинга. Создание служб примирения, номера телефонов доверия должны быть у каждого ребенка.

  • Коммуникативные навыки – развиваем через общественную деятельность, сообщества по интересам, увлечениям; осваиваем навыки презентации себя, учимся оказывать помощь другим (тем, кто слабее, младше, старше);

  • Навыки саморегуляции (осознанное управление своим поведением) – тренинговые занятия в школе, дома, в группах взаимопомощи: как реагировать на несправедливость, как правильным дыханием снять свой гнев, как снимать напряжение (важно место, время и способ).

                    И еще одна зона комфорта и дискомфорта в жизни ребенка – это социум. Какие факторы риска формируют дискомфорт и какие факторы здоровья помогают быть успешными?

Факторы риска на уровне социума

  • Если в социуме у вашего ребенка имеет место быть!

  • Отсутствует личностная реализация (определение своих способностей и возможностей, развитие личности), ребенок испытывает одиночество, дети - изгои;

  • Переживает глубоко личные внутренние проблемы (предательство, бесцельность);

  • Личная жизнь выставлена на показ («обнажение» в социальных сетях); нет идентификации (отождествление себя с другим, более значимым); размыты или отсутствуют цели в жизни, нет умения дружить в «реале», любовные отношения как драма.

Факторы здоровья на уровне социума

  • Принадлежность к группе с положительными ценностями: кружки, секции, клубы, общества, волонтерство. Реализуют потребность ребенка в общении, принадлежности к группам.
  • Увлечения, интересы (хобби) = помогают развиваться и совершенствоваться, доставляют удовольствие сейчас, во взрослой жизни могут быть тем ресурсом, который поможет справляться с трудностями;

  • Целеполагание в жизни: Кем хочу стать? Что для этого надо? Что могу уже сейчас? Какие ресурсы уже есть? Какими запастись? Какие последствия (риски)? Когда у человека есть цель, ему некогда бездельничать, «паразитировать» (жить за счет других), уходить в девиантное поведение (курение, алкоголь, наркотики). Он занят достижением своих значимых и полезных целей. Учите детей ставить не просто цель, а вместе с ним рассмотрите шаги достижения цели (что и как следует сделать, чтобы цель достигалась), обязательно рассмотрите ресурсы, какими располагает сам ребенок (его качества, способные помочь), пообсуждайте недостатки (качества, которые могут препятствовать достижению цели).

  • Развивать навыки саморегуляции – умение владеть собой, «держать» удар; умение снимать напряжение: важно выбрать время и место, а также   способ (дома всегда должно быть то, что можно разбить, или покричать на старую вазу, или попинать боксерскую грушу). А можно пройтись по улице, правильно подышать, послушать любимую музыку, или поговорить с надежным человеком.

Выстраивание границ – Научите детей говорить «Нет!», когда предлагают наркотики или алкоголь, или заманивают в заведомо опасное деяние. Пусть у детей всегда в запасе будут фразы грамотного отказа. Приводим для примера.

Вежливый отказ: «Хочешь попробовать?» – «Нет, спасибо. Это мне не интересно».

Более жесткий ответ: «Не бойся – все путем» – «Это не деля меня. У меня нет на это время».

Объяснить причину отказа: «Почему не хочешь?» – «Наркотики не решат мою проблему», «Я хочу быть здоровым».

Сменить тему: «Давай покайфуем» – «А ты слышал, что…», «Можем, сходим в спортзал.»

Надавить со своей стороны: «Если бы ты был крутым, ты бы попробовал» – «Ты отстал от жизни, это сейчас не модно и не круто».

Использовать юмор: «Давай попробуй – будет весло!» – «Я за витамины!».

Не поддаваться на «слабо»: «Тебе слабо?» – «Мне слабо быть зависимым всю оставшуюся жизнь».

Не проявлять интереса: тебе предлагают наркотик – не обращай внимания, просто пройди мимо. 

Сила в числе. Лучше общаться с тем, кто не употребляет наркотики.

Избегать ситуации и мест, где на тебя могут оказать давление.

Если в дом пришла «беда»

  • В первую очередь успокойтесь, «выразите» свой гнев приемлемым способом без зрителей и участников: подышите, разбейте что-то ненужное, потопайте и покричите.

  • Подготовьтесь (настройтесь) откровенно говорить с ребенком, будьте честны и правдивы. Важно разговор вести максимально объективно, эмоции отложив на потом.

  • Не ругайтесь, не наказывайте. Говорите тогда, когда вас могут услышать (если ребенок не готов к разговору, дайте ему время подготовиться).

  • Обращайтесь за помощью к специалистам - психологам. Это не ваша слабость – это ваша сила, принять помощь и поддержку.


Смотрите так же: 

  1. Статья «Шкатулка для ваших Секретов и наши Секреты для вас»
  2. Ролик ДТД «Агрессия в подростковом возрасте: причины и факторы минимизации. Рекомендации ДТД». 
  3. Ролик «Как избежать манипуляций в социальных сетях»
  4. Ввидеоинтервью: «Будь в курсе. Конфликты в семье», часть 1 и «Будь в курсе. Конфликты в семье», часть 2 
  5. Ввидеоинтервью: «Будь в курсе. Как пережить развод родителей»      
  6. Ввидеоинтервью: «Будь в курсе. Уверенность в себе»  



Президент РФ
Правительство РФ
Совет Федерации РФ
Государственная дума
Госуслуги