• Взрывной способ разработки грунта применяют для разрыхления скальных или мерзлых грунтов, а также для устройства выемок под искусственные водоемы и каналы, плотины. В качестве взрывчатого вещества (ВВ) чаще всего используют аммонит, тол, тротил. Необходимую энергию взрыва получают путем выбора типа ВВ, его размещения в грунте и последовательности взрывания зарядов. Это дает возможность осуществить направленный выброс грунта, обеспечивая его перемещение и укладку.

    Размещение зарядов в грунт может быть накладным и внутренним. При накладном методе заряды располагают на поверхности среды, при внутреннем – в предварительно подготовленных шпурах, скважинах, камерах или щелях.

    Метод шпуровых зарядов. Применяют на открытых и подземных разработках при небольших объемах одновременно взрываемого грунта. Шпуры устраивают диаметром 25... 75 .мм, а располагают их в один или несколько рядов вдоль забоя. Взрывчатым веществом заполняют не более 2/3 высоты (длины) шпура, а верхнюю часть его забивают песком или буровой мелочью.

    Метод скважинных зарядов. При­меняют при рыхлении большого мас­сива грунта или для сброса породы. Его отличие от метода шпуровых зарядов состоит в том, что для размещения ВВ устраивают скважины диаметром 200 мм и более. Верхнюю часть скважины также забивают буровой мелочью или песком.

    Метод камерных зарядов. При­меняют при разработке котлованов и каналов значительных размеров и для производства направленного выброса грунта. Метод заключается в том, что в зоне разрабатываемого грунта устраивают вертикальные колодцы (шурфы) или горизонтальные галереи (штольни), из которых в боковых направлениях отрывают камеры для размещения крупных сосредоточенных зарядов. Колодцы и штольни после размещения в них зарядов, забивают грунтом. Направленность выброса обеспечивают расположением зарядов в два ряда вдоль будущей выемки с увеличением массы ВВ в одном из рядов и их замедленным взрыванием.

    Метод щелевых зарядов. Применяют при рыхлении мерзлых грун­тов. Для этого с помощью дискофрезной или баровой машины на рас­стоянии 0,5...2,5 м друг от друга врезают парные щели на глубину промерзания грунта. В одну из щелей закладывают заряд ВВ, другую оставляют пустой в качестве компенсирующей. От взрыва грунт, расположенный между зарядной и компенсирующей щелями, дробится и одно­временно смещается в сторону компен­сирующей щели. На больших площадях щелей нарезают несколько, а заряды закладывают через одну щель.