Экскаватор размещают в забое так, ось его перемещения находилась от бровки внутреннего откоса на расстоянии
где R – наибольший радиус копания, м;
lп – длина рабочего перемещения экскаватора, м.
Для гидравлических экскаваторов В1
равняется радиусу копания на уровне стоянки.
Расстояние от оси до подошвы внешнего откоса не должна превышать
Разработку грунта экскаваторами с прямой лопатой ведут лобовой и боковой проходкой.
В лобовом забое (рис. 6.5, а, б, в) экскаватор разрабатывает грунт впереди себя и грузит его на транспортные средства, подаваемые к экскаватору сзади по дну забоя то с одной, то с другой стороны от оси проходки.
В зависимости от ширины проходки лобовые забои подразделяются на узкие (ширина проходки менее 1,5 размера наибольшего радиуса резания R), нормальные (ширина равна 1,5-1,9 R) и уширенные (при ширине более 2R).
Котлованы шириной 1,5R разрабатывают лобовой проходкой с односторонней загрузкой автотранспортных средств. Котлованы шириной 1,5…1,9 R разрабатывают лобовой проходкой с двухсторонней подачей транспортных средств. Наибольшая ширина лобовой проходки экскаватора, перемещающегося по прямой не должна превышать
Котлован шириной 1,9…2,5R разрабатывают уширенной лобовой проходкой с перемещением экскаватора зигзагом, а шириной до 3,5R – поперек котлована. Широкие котлованы (ширина более 3,5R) разрабатывают сначала лобовой, а потом боковыми проходками.
В боковом забое (рис. 6.5, г) экскаватор разрабатывает грунт по одну сторону от оси проходки и грузит его на транспортные средства, подаваемые по другую сторону.
Глубокие выемки разрабатывают в несколько ярусов. За ярус принимается высота забоя данного типа экскаватора.
Обратной лопатой экскаватор разрабатывает грунт «на себя» с торцевой или боковой проходкой. Принятый метод проходки зависит от характеристики рабочего оборудования экскаватора, глубины копания и ширины котлована.
Экскаваторы с обратной лопатой рационально применять для отрывки траншей и котлованов глубиной до 6 м.
При торцевом забое (рис. 6.5, д. е. ж) экскаватор перемещается по оси, отрываемой им траншеи или котлована, попеременно разрабатывая грунт то с одной, то с другой стороны в зависимости от того, с какой стороны подают транспортные средства.
Наибольшую ширину торцевой проходки по верху в случае перемещения экскаватора по прямой и подачи транспорта с двух сторон определяют по формуле
а по низу
h – глубина котлована, м, φ – угол откоса
Ширина торцевой проходки при двухсторонней загрузке автотранспортного средства принимается в пределах 1,6..1,7R. Если подача транспорта односторонняя,то ширина торцевой проходки уменьшается до 1,3R, а ось движения экскаватора перемещается в сторону подачи автотранспорта.
При разработке котлована с отсыпкой в отвал ширина проходки ограничивается необходимостью размещения грунта в отвале с образованием бермы от бровки котлована до подошвы отвала.
Если грунт разрабатывается с одной стороны движения экскаватора, то образуется боковой забой (рис. 6.5, з).
Экскаватор, оборудованный драглайном, разрабатывает грунт аналогично экскаватору с обратной лопатой. Но более эффективной схемой является челночная, так как ковш драглайна имеет гибкую подвеску. При этой схеме транспортные средства подходят по дну котлована и угол поворота экскаватора при выгрузке будет минимальным (рис. 6.5, и).
|