• Экскаватор размещают в забое так, ось его перемещения находилась от бровки внутреннего откоса на расстоянии


    где R – наибольший радиус копания, м;

    lп – длина рабочего перемещения экскаватора, м.

    Для гидравлических экскаваторов В1 равняется радиусу копания на уровне стоянки.

    Расстояние от оси до подошвы внешнего откоса не должна превышать 

    Разработку грунта экскаваторами с прямой лопатой ведут лобовой и боковой проходкой.

    В лобовом забое (рис. 6.5, а, б, в) экскаватор разрабатывает грунт впереди себя и грузит его на транспортные средства, подаваемые к экскаватору сзади по дну забоя то с одной, то с другой стороны от оси проходки.

    В зависимости от ширины проходки лобовые забои  подразделяются на узкие (ши­рина проходки менее 1,5 размера наибольшего радиуса резания R), нормальные (ширина равна 1,5-1,9 R) и уширенные (при ширине более 2R).


    Котлованы шириной 1,5R разрабатывают лобовой проходкой с односторонней загрузкой автотранспортных средств. Котлованы шириной 1,5…1,9 R разрабатывают лобовой проходкой с двухсторонней подачей транспортных средств. Наибольшая ширина лобовой проходки экскаватора, перемещающегося по прямой не должна превышать  

    Котлован шириной 1,9…2,5R разрабатывают уширенной лобовой проходкой с перемещением экскаватора зигзагом, а шириной до 3,5R – поперек котлована. Широкие котлованы (ширина более 3,5R) разрабатывают сначала лобовой, а потом боковыми проходками.

    В боковом забое  (рис. 6.5, г) экскаватор разрабатывает грунт по одну сторону от оси проходки и грузит его на транспортные средства, подаваемые по другую сторону.

    Глубокие выемки разрабатывают в несколько ярусов. За ярус принимается высота забоя данного типа экскаватора.

    Обратной лопатой экскаватор разрабатывает грунт «на себя» с торцевой или боковой проходкой. Принятый метод проходки зависит от характеристики рабочего оборудования экскаватора, глубины копания и ширины котлована.

    Экскаваторы с обратной лопатой рационально применять для отрывки траншей и котлованов глубиной до 6 м.

    При торцевом забое (рис. 6.5, д. е. ж) экскаватор перемещается по оси, отрываемой им траншеи или котлована, попеременно разрабатывая грунт то с одной, то с другой стороны в зависимости от того, с какой стороны подают транспортные средства.

    Наибольшую ширину торцевой проходки по верху в случае перемещения экскаватора по прямой и подачи транспорта с двух сторон определяют по формуле 

    а по низу 

    h – глубина котлована, м, φ – угол откоса

    Ширина торцевой проходки при двухсторонней загрузке автотранспортного средства принимается в пределах 1,6..1,7R. Если подача транспорта односторонняя,то ширина торцевой проходки уменьшается до 1,3R, а ось движения экскаватора перемещается в сторону подачи автотранспорта.

    При разработке котлована с отсыпкой в отвал ширина проходки ограничивается необходимостью размещения грунта в отвале с образованием бермы от бровки котлована до подошвы отвала.

    Если грунт разрабатывается с одной стороны движения экскаватора, то образуется боковой забой (рис. 6.5, з).

     Экскаватор, оборудованный драглайном, разрабатывает грунт аналогично экскаватору с обратной лопатой. Но более эффективной схемой является челночная, так как ковш драглайна имеет гибкую подвеску. При этой схеме транспортные средства подходят по дну котлована и угол поворота экскаватора при выгрузке будет минимальным (рис. 6.5, и).