В зависимости от видов грузов, объемов и расстояния их перемещения используют различные транспортные средства, способы транспортировки, погрузки, разгрузки и складирования.
Строительные грузы перемещают горизонтальным и вертикальным транспортом. Для перемещения грузов от мест их получения до объектов строительства и на самих объектах служит горизонтальный транспорт. Вертикальный транспорт используют для перемещения и подачи грузов в зоне выполнения строительно-монтажных работ и при погрузочно-разгрузочных операциях.
Горизонтальный транспорт подразделяют на внешний и внутрипостроечный.
Внешним транспортом доставляют грузы от поставщиков, расположенных за пределами строительного объекта.
Внутрипостроечным транспортом перемещают грузы по территории строительных площадок и в пределах отдельных объектов. В условиях индустриального строительства при использовании грузов без промежуточного их складирования (метод монтажа «с колес») различия между внешним и внутренним транспортом не существует.
Наиболее широкое применение в строительстве имеет безрельсовый горизонтальный транспорт.
Подвижной состав безрельсового транспорта - тракторы и автомобили. Основным видом являются автомобили; тракторы колесные и гусеничные используют для перевозок в условиях бездорожья.
Автомобили, используемые в строительстве, делятся по своему назначению и технологическим функциям на две группы:
- автомобили общетранспортного назначения, используемые в различных отраслях народного хозяйства - грузовые автомобили с кузовом, автомобили-самосвалы и автомобили-тягачи, имеющие укороченные шасси без кузова и предназначенные для транспортировки грузовых прицепов;
Рис. 5.1. Специализированный автомобильный транспорт
а – плитовоз; б – раздвижной балковоз; в – панелевоз; г – фермовоз; д – сантехкабиновоз; е – трейлер; ж – бетоновоз; з – растворовоз; и – автобетоносмеситель; к – цементовоз; 1 – тягач; 2 – опорно-сцепное устройство; 3 – опорно-стоячное устройство; 4 – кузов; 5 – цистерна; 6 – смесительный барабан; 7 – грузовая площадка
- специализированные автомобили, выполняющие одновременно с транспортными технологические функции, например приготовление бетонной смеси, порционную разгрузку раствора, а также оборудованные приспособлениями для перевозки грузов специальных видов -авторастворовозы, автобетоновозы, автобетоносмесители, сантехкабиновозы, плитовозы, балконовозы, контейнеровозы, прицепы-тяжеловозы (трайлеры), цементовозы, автогудронаторы и др. (рис.5.1)
Специализированный характер этих автотранспортных средств обеспечивает рациональную организацию перевозок строительных грузов различных видов, повышение производительности труда на транспортных работах, сокращение доли тяжелого ручного труда, уменьшение потерь материалов при перевозке конструкций, снижение производственного травматизма.
Важным условием бесперебойной работы автомобильного транспорта является своевременное устройство автомобильных дорог с твердым покрытием - постоянных дорог с необходимым опережением строительства или (при их отсутствии) временных подъездных и внутрипостроечных дорог из инвентарных плит. Покрытие дорог может быть сплошным или колейным.
Эффективность работы транспорта зависит от транспортной схемы и оптимальности маршрутов перевозок, рациональной организации погрузочно-разгрузочных работ.
Вид транспортных средств, их число и схемы перевозок определяют в зависимости от грузооборота и интенсивности грузопотоков.
В строительстве применяют две основные схемы автотранспортных перевозок - маятниковую и челночную.
При маятниковой схеме используют автосредства с неразъемными звеньями, при челночной схеме один автотягач работает с двумя или несколькими автоприцепами. Это обеспечивает сокращение времени простоя тягача под погрузкой и разгрузкой и повышение производительности автотранспортных средств. Челночный метод перевозки деталей в соединении с методом их монтажа с колес находит все большее применение в строительстве.
|