• В зависимости от видов гру­зов, объемов и расстояния их перемещения используют различные тран­спортные средства, способы транспор­тировки, погрузки, разгрузки и скла­дирования.

    Строительные грузы перемещают горизонтальным и вертикальным тран­спортом. Для перемещения грузов от мест их получения до объектов строи­тельства и на самих объектах служит горизонтальный транспорт. Верти­кальный транспорт используют для перемещения и подачи грузов в зоне выполнения строительно-монтажных работ и при погрузочно-разгрузочных операциях.

    Горизонтальный транспорт подраз­деляют на внешний и внутрипостроечный.

    Внешним транспортом доставляют грузы от поставщиков, расположен­ных за пределами строительного объекта.

    Внутрипостроечным транспортом перемещают грузы по территории строительных площадок и в пределах отдельных объектов. В условиях индустриального строительства при использовании грузов без промежу­точного их складирования (метод монтажа «с колес») различия между внешним и внутренним транспортом не существует.

    Наиболее широкое применение в строительстве имеет безрельсовый горизонтальный транспорт.

    Подвижной состав безрельсового транспорта - тракторы и автомобили. Основным видом являются автомоби­ли; тракторы колесные и гусеничные используют для перевозок в условиях бездорожья.

    Автомобили, используемые в строительстве, делятся по своему назначению и технологическим функци­ям на две группы:

    • автомобили общетранспортного назначения, используемые в различ­ных отраслях народного хозяйства - грузовые автомобили с кузовом, авто­мобили-самосвалы и автомобили-тягачи, имеющие укороченные шасси без кузова и предназначенные для транспортировки грузовых прице­пов;

     

    Рис. 5.1. Специализированный автомобильный транспорт

    а – плитовоз; б – раздвижной балковоз; в – панелевоз; г – фермовоз;               д – сантехкабиновоз; е – трейлер; ж – бетоновоз; з – растворовоз; и – автобетоносмеситель; к – цементовоз; 1 – тягач; 2 – опорно-сцепное устройство; 3 – опорно-стоячное устройство; 4 – кузов; 5 – цистерна; 6 – смесительный барабан; 7 – грузовая площадка

    • специализированные автомобили, выполняющие одновременно с тран­спортными технологические функции, например приготовление бетонной смеси, порционную разгрузку раство­ра, а также оборудованные приспо­соблениями для перевозки грузов специальных видов -авторастворовозы, автобетоновозы, автобетоносмесители, сантехкабиновозы, плитовозы, балконовозы, контейнеровозы, прицепы-тяжеловозы (трайлеры), цементовозы, автогудронаторы и др. (рис.5.1)

    Специализированный характер этих автотранспортных средств обеспечивает рациональную организацию перевозок строительных грузов различных видов, повышение производительности труда на транспортных работах, сокращение доли тяжелого ручного труда, уменьшение потерь материалов при перевозке конструкций, снижение производственного травматизма.

    Важным условием бесперебойной работы автомобильного транспорта является своевременное устройство автомобильных дорог с твердым покрытием - постоянных дорог с не­обходимым опережением строитель­ства или (при их отсутствии) вре­менных подъездных и внутрипостроечных дорог из инвентарных плит. По­крытие дорог может быть сплошным или колейным.

    Эффективность работы транспорта зависит от транспортной схемы и оптимальности маршрутов перевозок, рациональной организации погрузочно-разгрузочных работ.

    Вид транспортных средств, их число и схемы перевозок определяют в зависимости от грузооборота и интенсивности грузопотоков.

    В строительстве применяют две основные схемы автотранспортных перевозок - маятниковую и челноч­ную.

    При маятниковой схеме использу­ют автосредства с неразъемными звеньями, при челночной схеме один автотягач работает с двумя или несколькими автоприцепами. Это обеспе­чивает сокращение времени простоя тягача под погрузкой и разгрузкой и повышение производительности автотранспортных средств. Челночный метод перевозки деталей в соеди­нении с методом их монтажа с колес находит все большее применение в строительстве.